Contents
Конец лета – начало осени в крестьянской жизни Руси: летняя страда, жатва, Спасы, праздники
Конец лета в крестьянской жизни знаменовался главным событием – летней страдой, когда начинали жать рожь и пшеницу. Рожь в средней полосе России начинали жать в Ильин день – по новому стилю это второе августа. День Ильи-пророка считался той вехой, с которой лето идет на убыль. Во многих областях благочестивые старушки запрещали детворе ходить на речку после Ильина дня, считая это грехом. И в самом деле, не зря Илья–пророк повелевал громом и молниями, а народное воображение помещало его в огненную колесницу, на которой он катится по облакам, – оттого и гремит, считали в народе. После второго августа нередки в России бурные грозы с холодными ливнями, и вода в озерах и реках уже не такая теплая.
Тяжелые полевые работы – летняя страда
В августе купаться было и некогда – начиналась летняя страда. Непросто было вырастить хлеб, но и правильно убрать его – тоже нелегко. Созревшую рожь или пшеницу косили. Нужно было верно рассчитать, как убирать хлеб:
- — каким орудием;
- — в какие сроки;
- — при какой погоде.
Если рожь выросла высокая или полегла от ливней – косили серпами, если невысокий – косами.
Утром еще влажное от росы зерно не сыпалось, а высохшее к полудню зерно требовало осторожного подхода – жали серпом.
Если пшеница была чистая, без сорной травы, ее, сжав, тут же связывали, если же сора было много – раскладывали подсушиться, чтобы трава увяла и ее можно было выбрать.
На юге России снопы сушили прямо в поле, на севере свозили в овины – летние дощатые помещения, где жгли костры или топили печи, чтобы просушить снопы, а потом обмолачивали зерно, работая цепами.
В это время вся крестьянская семья от мала до велика была озабочена полевыми работами. Молодые уезжали на поля, старики:
— поили телят;
— чинили шлеи;
— поправляли огородные жерди;
— выпрямляли частокол.
С поля возвращались в сумерках, с песнями.
Медовый,Ореховый и яблочный Спасы
Завершив жатву, приступали к посеву озимых – с этим надо было успеть к первому Спасу (14 августа), медовому. Именно в этот день все стремились освятить мед. Одновременно начинается Успенский пост. Во время него не положено есть даже рыбу, то есть он считается весьма строгим.
Второй Спас – 19 августа, когда в церквях освящают все земные плоды. Второй Спас назвали яблочным, так как считается, что до этого праздника нельзя пробовать яблоки.
Завершается август великим праздником – Успением Богородицы и Ореховым (хлебным) спасом 29 августа.
Уборка овощей и христианские праздники
К середине сентября приступали к уборке овощей – моркови, картофеля, репы, редьки, свеклы. Овощи просушивали и укладывали в погреба, огурцы – солили. Считалось, что копать картошку нужно начинать с Ивана Постного (по новому стилю с 11 сентября).
В этот день церковь празднует скорбную дату – усекновение Пророка Иоанна. Этот святой очень почитается верующими людьми, поскольку он был первым, кто провозгласил, что придет Христос. Он крестил Господа в водах реки Иордан и принял за веру кончину. Ирод, чтобы угодить падчерице Саломее, исполнил ее желание и велел отрубить голову пророка и положить ее на блюдо. Христос говорил о нем, что нет на земле праведника больше, чем Иоанн Предтеча.
21 сентября празднуется Рождество Богородицы. Предание говорит о том, что она была поздним и желанным ребенком у своих престарелых родителей Иоакима и Анны, которые усердно молились, обещая посвятить ее Богу.
Конец сентября, точнее, 27 число, знаменуется днем Воздвижения Креста. Этот праздник входит в список двенадцати великих праздников, особо отмечаемых церковью, так называемых двунадесятых. В этот день более XVI столетий назад византийский император Константин и его мать, которых православная церковь называет равноапостольными, нашли и подняли на возвышенное место крест, где был распят Иисус, и толпы народа могли поклониться святыне.